Упражнения основной части

Данные упражнения направлены на формирование определенных навыков.

1. Коммуникация и взаимодействие:

Цель: формирование навыка убеждения.

Ход игры:

На основании практического опыта участников при проведении мероприятия составляется список ситуаций, в которых приходится преодолевать сопротивление группы, партнеров, благополучателей.

Каждому участнику предлагается выбрать ситуацию и продумать, как убедить оппонента сделать то, что необходимо. Участники по очереди демонстрируют свое искусство убеждения. Остальные участники могут не соглашаться, приводить свои варианты событий.  В итоге оценивается, насколько убеждение достигло цели.

Обсуждение. Какие приемы достигли цели, какие не тронули участников т.к. были неубедительны? 

Вывод. В итоге упражнения выделяются наиболее эффективные приемы убеждения.

Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; творческое взаимодействие с другими членами группы; развитие у членов группы установки на взаимопонимание; развитие умений выразить себя невербальными средствами.

Ход упражнения:

раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая и не показывая друг другу надпись на бумаге, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.

Обсуждение. Что помогало и что мешало в поиске?

Цель: показать участникам значение правила выслушивания.

Ход игры:

Каждый участник получает строчку известной детской песенки (все песни разные, но известные всем).

По команде ведущего они хором начинают их произносить. Задача участников, определить, какие песни, кто поет.

Обсуждение и вывод. В разговоре важно, как услышать самому, так, и чтобы услышали тебя, чем больше говорящих, тем сложнее это сделать, особенно когда это делается одновременно.

Цель: помочь участникам оценить свои способности к пониманию мнения другого человека.

Ход упражнения:

Задается тема для рассуждения. Группа делится на пары. В парах — один (внутренний голос) в течение 2-3 минут рассуждает на данную тему, второй человек его слушает. Потом второй человек всем рассказывает позицию своего внутреннего голоса без повтора фраз (своими словами)

Обсуждение. Какие чувства испытывали в ходе упражнения? Насколько точно восприятие темы партнером совпало с тем что вы хотели сказать?

Вывод. Важно кратко и понятно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми и внимательно слушать.

Цель: развитие социально-перцептивных навыков.

Ход упражнения:

из группы выбирается одна «мышь» (или 2 для работы в паре), все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку: все чистые и только на 1-ой написано Леопольд. В данном упражнении всем котам нужно будет убедить мышь, что они безобидны и дружелюбны. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: рассматриваются вербальные и невербальные посылы. Определяется кто и почему был особенно убедителен. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми? Почему кому-то веришь, а кому-то нет.

P.S. рекомендуется записывать игру на кинокамеру. Чтобы можно было проанализировать поведение и слова каждого участника.

Цель: формирование и развитие навыков социального взаимодействия

Ход упражнения:

Постановка задачи: разбейтесь на пары и сядьте рядом за стол. Вы вместе должны нарисовать 1 картину. У вас только один карандаш. Вы должны по очереди рисовать по 1 элементу (до 1 отрыва карандаша от бумаги), передавая друг другу карандаш. Нельзя разговаривать во время рисования, нельзя отбирать карандаш.

Обсуждение: кто и что изначально хотел рисовать? Что в итоге получилось? Чья идея победила и почему?

На каком этапе стало понятно, что будет в итоге на рисунке? Сложно ли рисовать молча? Какие возникали

трудности и мысли в процессе?

Вывод. Сложно когда не понятен итог и замысел другого человека и не можешь объяснить, что хочешь нарисовать. На каком-то этапе перестаешь настаивать на своем рисунке (продолжаешь настаивать) и подстраиваешься и пытаешься понять идею второго человека.

2 вариант. Рисовать большими группами (4-5 человек). Обсуждать насколько меняется идея картины в целом

Цель: формирование и развитие невербальных способов общения.

Ход упражнения:

участникам предлагается сказать или попросить что-то   друг друга не используя слова, а только жесты, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. 

Вывод. Понимание собеседником зависит от нескольких факторов: сложности собственного посыла (использования в нем предметов, описания, действия), владение невербальными способами, внимания и опыта собеседника.

P.S. может быть подготовкой перед предоставлением и отработкой невербальных способов, а также анализе особенностей взаимодействия со слабослышащими и глухими людьми.

Цель: формирование и развитие навыков социального взаимодействия.

Постановка задачи: Работа в парах. Параллельно работают 3-4 пары. Один участник загадывает сложное многоходовое (3-4) действие (например, подойди к книжному шкафу, возьми книгу, открой ее и прочитай содержание). У каждой пары свое. Другой — должен его угадать и выполнить.   участники не могут разговаривать и должны взаимодействовать с помощью невербальных знаков. Единственный звук –это хлопок в ладоши, если действие выполняется правильно.

Обсуждение и выводы. Кто справился быстрее, почему? Ощущения каждого участника, основные возникающие проблемы что помогает, что мешает в процессе выполнения задания?

Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков: невербальных способов общения.

Ход игры:

Упражнение идет в полной тишине. Участники встают в колонну по одному спиной друг к другу. Специалист встает последним. Дотрагиваясь до плеча стоящего перед ним, он предлагает ему повернуться. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Последний участник поворачивается лицом к спине следующего также, дотрагиваясь до плеча, просит его повернуться и показывает предмет. Далее по цепочке. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только тоже жестом попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не дотронется до его плеча. После идет обсуждение проблем и сложностей. Выяснение на каком этапе пошло искажение и почему (непонятно объяснили или неправильно поняли). Обсуждение. Использовались ли одинаковые жесты или они менялись, и почему это происходило.

Вывод. Сложно донести информацию не используя слова. Есть в данном случае помощники-жесты сразу понятные любому человеку. Рассмотреть вариант не показа объекта, а беззвучного произношение его и чтения по губам.

Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков: невербальных способов общения.

Ход упражнения:

Участники должны поочередно предлагать и копировать позы, жесты, выражение лица.

Обсуждение и выводы. Сопоставить, что хотел продемонстрировать «образец» и что считало «зеркало».

Что и почему сложнее всего было повторить?

Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков: невербальных способов общения.

Ход игры:

Одинучастник показывает жестами и мимикой загаданное слово, остальные – угадывают.

Обсуждение. Какую часть речи сложнее всего показать. Как сформировать мысль в предложение так, чтобы она была наиболее понятна. Перевести на язык мимики и жеста небольшой текст (4-5 предложений).

Цель:формирование и развитие коммуникативных навыков: вербальных способов общения.

Ход упражнения: выбирают двух участников (1 рассказчик, 1 слушатель). Рассказчик сам придумывает тему для разговора. Слушателю дают предварительные установки по поддержанию диалога.

Например: Тема не интересна – сворачивайте беседу; будьте резким и грубите, если собеседник неудачно

выразился – перебивайте; Ваше мнение самое правильное; делайте вид, что внимательно слушаете, а сами

думайте о другом; меняйте тему разговора; не смотрите в глаза собеседнику; станьте к нему как можно ближе;

используйте закрытые позы. Беседа длится 3 минуты, после этого останавливают. По окончанию беседы все участники кроме Слушателя обсуждают беседу. Начинать обсуждения нужно с мнения Рассказчика с его ощущений в процессе беседы. Рассматриваются действия рассказчика при попытке поддержать беседу. Отвечают на вопросы: «Как прошла беседа?», «Что помогало рассказчику?», «Что мешало?».Полученная информация записывается на флипчарте, предварительно разделив лист на две части: + (помогает)/-(мешает). После этого слушатель рассказывает о данной установке и своих эмоциях в процессе разговора.

Другая вводная: «Поддерживайте беседу, не поправляйте собеседника, не перебивайте его; не меняйте тему разговора; используем открытые позы, улыбку, контакт глаз». Далее аналогично. В итоге появляются критерии правильного и неправильного поведения при общении.

P.S. данное упражнение полезно перед проведением мероприятий, где волонтеры (тьюторы, медиаторы) в течение продолжительного времени сопровождают благополучателя и должны поддерживать с ним диалог.

Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков: невербальных способов общения.

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Ведущим задается тема для размышления, например участие в

акции посвященной 9 мая. В течение 3-5 минут пары внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь

понять чувства и угадать мысли. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки. Вывод.

Тема задает вектор мысли, но при всей схожести угадать мысли собеседника не всегда возможно именно

поэтому надо учиться доносить (вербализировать) информацию.

P.S. Если участники раздумывали над конкретной реализацией мероприятия, эти мысли могут стать основой для последующей разработки акции.

Цель: Дать участникам возможность испытать на себе опыт взаимодействия и комфорт работы в паре, а также

«слепой» коммуникации.

Ход игры:

Участники работают в паре. Один из участников готовит рисунок (муза) из 4 геометрических

фигур разных размеров и форм, не показывая его второму (художник) участнику.

Затем участники пары садятся спиной друг к другу. Задача первого объяснить второму, что он нарисовал.

Задача второго – повторить рисунок.

Обсуждение. Какие трудности возникали в ходе выполнения упражнения? Какие эмоции и в какие моменты

испытывали участники? Какие ошибки были допущены участниками и привели к неточностям в передаче рисунка?

Вывод: Сравнить видение одного и того же объекта, вербальной передачи и восприятия.

Замена ролей в паре. В обсуждении определяется, что изменилось после разбора, какие и почему появились новые ошибки. Обсуждение где требуется работа в паре, как ее сделать комфортной и эффективной.

Вывод. Важность доступной для восприятия всех коммуникации. Особенности общения с благополучателями.

2. Командообразование:

Цель: выявить, развить степень доверия.

Ход упражнения:

Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами.

1 человек становится в центре круга, прижимает руки к бокам, закрывает глаза

и падает вперед или назад, задача играющих – не просто подхватить человека,

но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.

Обсуждение. Что сложнее доверять или ловить, какие эмоции при этом испытываются?

P.S. Проводя игру, нужно быть уверенным, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения и в последний момент не отойдут.

Цель: учиться совместной деятельности, вниманию к действиям других.

Ход игры:

Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в

картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй

играющий, свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу

третий человек. Задача игроков – пройти всем вместе из одного угла комнаты в другой.

Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый.   При каждом повороте

или ошибке нужно менять составы групп, можно усложнять задачу- идти молча.

Обсуждение.

В чем сложность выполнения? В какой группе было проще передвигаться и почему?

Вывод. Важна скоординированность действий всех участников.

Цель: Разминка, тренировка умения действовать слаженно с партнерами.

Ход упражнения:

1 вариант. Два участника встают лицом друг к другу и берутся за руки, остальные

свободно перемещаются вокруг них. Их задача – поймать кого-нибудь из оставшихся

(не расцепляя руки, «окружить» другого участника сверху). Пойманный встраивается

между первыми двумя, берется с ними за руки так, чтобы образовался круг из трех человек.

Следующего участника они ловят уже втроем, пойманный становится очередным сектором

круга и т.д.

2 вариант. 2 участника держатся за руки стараются поймать третьего взяв его за руки.

Круг смыкается только на момент поимки нового человека, потом вновь размыкается в цепочку, для поимки следующего.

Задача – выловить, таким образом всех участников. Если остались 1-2 участника,

изловить которых никак не удается, игра может быть завершена и раньше.

Обсуждение. Как изменялась действия круга\цепочки, чем длиннее он\она становится?

Что позволяет участникам успешно ловить или избегать ловли?

Цель: Сплочение команды, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять

указания того, кто управляет, а также действовать сообща.

Ход упражнения:

Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди.

Ведущий поясняет, что участники – это многоножка, которая двигается задом наперед,

т.е. хвостом вперед. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза.

Последний в колонне управляет движениями всей «многоножки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам. Ведущий рисует или вслух озвучивает задание: обойти по периметру помещение, пройти между несколькими стульями и т.д. выполненным считается задание, если никто не нарушает правил и не закрывает глаза. Каждый раз (новая траектория или нарушение правил командой) смотрящим назначается новый участник. 

Обсуждение. Что самое сложное в управлении? Почему у кого-то получается лучше, а кого-то не слушают вообще? Есть ли разница в том где в колонне находится участник?

Цель: Разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения:

Участники встают в круг. Участники должны отгадать фразу. Буквы – ее составляющие, распределяются между всеми по очереди. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее и 2 раза по кругу, причем 1 круг- каждый произносит свою букву, а в промежутках между ними все хлопают в ладоши, 2 круг между произнесениями букв топают.

Обсуждение и выводы. В чем сложность, что сбивает? Понятна ли с первого раза фраза? Можно усложнять, произнося подряд большее число раз или добавляя движений.

Цель:

Разминка, обучение координации совместных действий,

уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро

меняющуюся ситуацию.

Ход упражнения:

Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 воздушных шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом большую часть времени они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сможет удержать больше шаров.

Обсуждение и выводы.Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием? Есть ли тот, кто координирует действия всех, каким образом?

Цель: Повысить активность группы и сплотить участников.

Ход упражнения: 

Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе еще одного «партнера по рукопожатию».

После этого нужно распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение. Можно облегчить, если количество человек нечетное- 1 может помогать в распутывании.Вывод. Сложно скоординировать действия, если каждый делает что-то свое, необходимы общие совместные усилия.

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения:

Участники становятся плечом к плечу и закрывают глаза.

Им нужно, не раскрывая глаз, перестроится в шеренгу по росту. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. Обсуждение и выводы.Сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники). Какую логику действий выбрали, вместе или разобщенно они работали, был ли тот кто взял на себя координацию?

Цель: формирование и развитие навыков социального взаимодействия, командообразование.

Постановка задачи: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача — создать себе условия, которые могли бы вас всех удовлетворить. Вы можете освоить остров, организовав в нем хозяйство; наладить на нем социальную жизнь; установить правила и нормы совместной жизни, распределить кто что делает и кто за что отвечает». Далее происходит обсуждение.

Результатом эффективности работы является то, что подростки начинают представлять возможности реальной жизни, когда очень многое зависит именно от них самих.

Поможет в процессе командообразования, распределении ролей, подготовки мероприятий.

Цель: показать важность сотрудничества и не навязывания собственного мнения.

Дать возможность почувствовать себя в разных ролях, мотивация отказа от давления

в процессе подготовки мероприятий.

Ход игры:

Группа разбивается на тройки. 1 участник садится на стул и упирается локтями

в собственные колени. 2-4 других участника кладут ему ладони на плечи с двух сторон.

Задача 1 участника – распрямиться. 2,3 давить ладонями, не позволяя разогнуться.

Количество участников можно менять.

Обсуждение. Какие эмоции и желания вызывают разные роли? Моральное давление,

когда оно испытывается (как выражается) в работе в группе волонтеров

и в процессе общения с благополучателем.  Чем обусловлено? Необходимость

подчинения…

Вывод. Давление не нравится никому, но каждый сопротивляется по-своему,

чем больше людей давит, тем, в зависимости от характера человека, идут более

яркие проявления и реакции.

Цель: формирование и развитие навыков социального взаимодействия и командообразования.

Инструкция:

Разделите всех присутствующих на несколько групп. Группы встают в круг (можно усложнить: правую руку каждого участника связывают с левой рукой соседа). Каждой группе дается веревка длиной примерно полтора — два метра. Предложите выполнить несколько заданий на весу: построить треугольник (равнобедренный, равносторонний), затем – пятиугольник, ромб и т.д.

Обсуждение. Поведение каждого члена группы, скорость исполнения от задания к заданию и в разных группах, предположения о том, какие специалист преследовал цели, давая задания.

Вывод. Задание позволяет выявить лидеров и исполнителей, умение договариваться и

внимательно слушать друг друга.

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем

совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход проведения:

Группа сидит в кругу. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться того чтобы количество было точное и задание выполнялось быстро, участники не должны совещаться.

Обсуждение. Кто каким образом понимал, надо вставать или нет. Были ли кто вставал

каждый раз или кто не встал ни разу и почему?

Цель: сплочение коллектива, командообразование.

Ход упражнения:

Построиться в шеренгу по:

Росту, начиная с самого низкого;

цвету волос— от самого темного к самому светлому;

алфавиту имен\ фамилий;

размеру ноги;

знаку зодиака\ дням рождения.

Обсуждение. Какие сложности возникли? Что помогло?

P.S. Необходимо подвести к мысли о распределении ролей для успешного

выполнения заданий. Обратить внимание на того, кто берет на себя руководящие роли.

Как он выстраивает работу, как остальные реагируют на команды, управление?

Цель: Умение работать в группе, учится уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, анализировать.

Ход упражнения:

Играющие становятся в круг. Постановка задачи: как можно быстрее передать теннисный мячик. Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек. Нужно выполнить задание как можно быстрее. Специалист следит за временем. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ, он говорит им: «Вы молодцы, но можно это сделать еще быстрее». Предлагает посовещаться и придумать более быстрый вариант.

Обсуждение. Кто и какие варианты предлагал, как их усовершенствовали? Каким образом шло

обсуждение? Был ли спор и какова его причина?

P.S. Если игроки сложат ладони в форме наклонного желоба (большие пальцы образуют стенки) или соединят пальцы обеих рук, образуя замкнутый круг (мячик пропускается между сомкнутыми большими и остальными сомкнутыми пальцами), а последний подхватит мячик внизу, то на выполнение задания уйдут доли секунды.

3. Волонтерство: (упражнения, связанные с волонтерством)

Цель: обсудить существующие социальные стереотипы по поводу особенностей

людей с ОВЗ, выявить отношение к ним участников.

Ход дискуссии:

На стене размещаются карточки «Мнений» с фразами: «Совершенно согласен (100%)», «Категорически не согласен (0%)», «Не знаю, не уверен (50%\50%)».

1 вариант. На стикерах написаны наиболее распространённые стереотипы.  Участникам предлагается выбрать одно из предложенных стереотипов, подойти к карточкам мнений, прикрепить ее под одним из них и обосновать свой выбор. Голосованием можно выявить мнение большинства.

2 вариант. Участники на стикерах пишут известные им стереотипы и крепят под

карточками «мнений», обосновывая выбор.

Вывод.Существует достаточно много мифов, которые рождаются по разным причинам. Человеческое сознание полно стереотипов и неоправданных страхов, но большинство из них лишь личное мнение или единичный негативный опыт.

P.S. Специалистам нужно следить за таймингом, не затягивать дискуссию, в то же время дать высказаться всем, т.к. это иллюстрирует личное мнение\отношение и страхи участников.

Может использоваться в начале курса для последующей расстановки акцентов по мере прохождения разных тем, так и в итоге всего курса подготовки для параллельного развенчания мифов.

Цель: обосновать травматичный опыт общения людей с ОВЗ с нормотипичными и их интеграции в социум, обсудить, какую помощь может оказать волонтер благополучателю.

Ход упражнения:

Участникам предлагается перечислить все возможные проблемы, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ, попадая в социум, и обсудить, какую помощь волонтер может предложить и каким образом ее реализовать. Специалист на флипчарте записывает шорт-лист-акций и какую проблему они помогут решить.

Вывод. Опыт общения в социуме часто бывает негативным для нивелирования или профилактики негатива волонтеры могут вести разнообразную деятельность как для общественности так и для прямого благополучателя.

Цель: обосновать травматичный опыт волонтеров, обсудить, какую помощь могут оказать волонтеры друг другу и когда нужна помощь специалистов.

Ход упражнения:

Участникам предлагается перечислить все возможные проблемы, с которыми сталкиваются волонтеры в своей деятельности и обсудить, какая помощь волонтеру нужна извне и чем можно помогать друг другу.  Специалист на флипчарте записывает шорт-лист-проблем и как и с помощью кого или чего можно справиться с трудностями.

Вывод. Опыт волонтерской деятельности бывает негативным, это связано с недостаточной подготовкой и невозможностью предусмотреть все, но для нивелирования или профилактики негатива волонтеры могут использовать разные варианты поддержки: работа в группе 2-х и более волонтеров, взаимозаменяемость, четкое планирование, поддержка специалистов и т.д.

P.S. Можно проводить после проведенных практических мероприятий, для анализа возникших проблем или перед ними для профилактики возможных трудностей. Шорт лист может использоваться при подготовки разных мероприятий и пополняться по ходу волонтерской деятельности и актуального ее анализа.

Цель: обсудить с участниками стратегии достижения поставленных целей, необходимые условия успешного взаимодействия, необходимые для достижения поставленных целей.

Ход игры:

Совместно определяются цели волонтерства для организации, значимость данной деятельности для благополучателей.  Для примера берется одно тематическое мероприятие. Кратко описывается его смысл. Определяется основная цель для организации и благополучателей из нее выводятся основные задачи. Группа делится на 2-3 части (позиция организации и позиция благополучателя, с позиций волонтеров). Участники предлагают свои варианты, как решить задачи и достигнуть поставленной цели. Вместе формируется алгоритм (схема) деятельности по подготовке мероприятия с учетом пересекающихся целей и задач всех участников.

Вывод. Обнаруживается, что у участников (сторон) разные мнения относительно того, как достигнуть поставленной цели, с другой стороны, одним и тем же средством можно достигнуть разные цели. Упражнение учит участников поиску вариантов действий для достижения цели и решения задач, с учетом интересов всех сторон.

P.S. На других занятиях можно доработать предложенный проект и реализовать его силами волонтеров.

Цель: формирование навыков подготовки волонтеров к общению\ сопровождению детей с ОВЗ, прояснения их представлений об интересах детей разных возрастов и вариантов мероприятий \занятий для них.

Ход упражнения:

Участники делятся на несколько групп, у каждого своя возрастная категория и определенные особенности благополучателя.

Постановка задачи: обсудить интересы детей того или иного возраста; придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий, которые можно провести с ребенком на улице, в помещении (в большом и ограниченном пространстве.

Обсуждение. Можно выделить наиболее удачные формы совместного времяпрепровождения.  Рассмотреть риски, когда ребенок отказывается от общения, просится домой и т.д. 

P.S. можно проиграть некоторые предложенные варианты, когда роль ребенка исполняют участники других групп.

Цель: проиграть первую встречу с благополучателем, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать.

Ход игры:

Ведущий заранее подготавливает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих при первой встрече. Ситуации могут быть следующие:

• ребенок начинает требовать сладости и подарки, которые являются призами в конкурсах;

•  ребенок не идет на контакт и пытается уйти от тьютора;

•  во время экскурсии ребенок плачет и просится к родителям;

Участники работают в парах. Один из пары получает карточку с ситуацией и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его поучаствовать в конкурсах, посмотреть концерт и т.д.

Обсуждение. С какими трудностями столкнулись, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные моменты, которыми можно пользоваться на мероприятиях.

Вывод.  Наиболее эффективный способ избежать ошибок — мотивировать на общение с волонтером, знать особенности, уметь отвлечь. 

Цель: обсудить вероятные «зоны риска» при проведении мероприятия.

Ход игры: Описывается мероприятие. Определяются разные направления его подготовки и реализации. Участники делятся на 2 подгруппы (подготовка, реализация). Каждой подгруппе

предлагается определить сложности, с которыми можно столкнуться и определить их причины.

Цель: Расширение представлений о себе и других, предварительный анализ компетенций участников для понимания возможностей и распределения ролей в процессе волонтерской деятельности.

Ход упражнения:

1 вариант-каждый из участников показывает то, что ему больше всего нравится делать,

что у него лучше всего получается — читает стихи, показывает фото своих работ и т.д.

или рассказывает о своем опыте-навыках- общаться с людьми, ориентироваться на местности и т.д. Очередность устанавливается по желанию ведущего или самими играющими.

2 вариант-изначально задавать вопросы по возможным компетенциям. Можно использовать при подготовке мероприятия… Например, готовя концерт, можно спрашивать кто умеет вести мероприятия, петь, танцевать, предлагая сразу продемонстрировать свои умения…

P.S. для составления портрета группы и распределения обязанностей хорошо письменно фиксировать информацию, разбивая на группы по умениям.

Вывод. Каждая компетенция, даже если ее невозможно продемонстрировать здесь и сейчас, нужна и может быть использована в волонтерской деятельности. Особенно обратить внимание на то, что вспомогательные умения (запоминать большое количество информации, красиво писать, быстро ориентироваться в ситуации и т.д.) бывают очень востребованы и ценны.

Цель: Расширение представлений о качествах важных для волонтеров.

Ход упражнения:

Ведущий предлагает подумать, какими личными качествами должен обладать волонтер. Они выписываются на ватман. После отдельно на листочке каждый пишет качества которыми обладает сам, нумеруя от 1 до 10, где 10 означает, что этого больше всего. Затем предлагается представить волшебный магазин, где каждый является продавцом и покупателем. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя или ценные для волонтера. «Покупатель» сдает свои качества при этом даже плохие качества должен прорекламировать

в полезном для человека ключе, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей. Можно (участники плохо знают друг друга) играть в открытую когда каждый афиширует каких у него качеств больше, тогда продавец-покупатель понимает к кому за каким качеством обратиться… или играть в закрытую, когда покупатель знает продавца и предполагает какое качество имеется в излишке и его можно приобрести.

Вывод. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно. Но при этом каждый делает для себя вывод чего ему не хватает чтобы быть хорошим волонтером.

P.S. эта игра может стать вводной для работы над развитием волонтерских качеств.

Цель: выявить значимые качества личности волонтера, которые помогают во взаимодействии с благополучателями разного возраста и разных особенностей, обозначить зоны риска и профилактики проблем.

Ход упражнения:

Группа делится на несколько подгрупп, каждая получает краткие социальные характеристики группы: «Составить психологический портрет волонтера», «Составить психологический портрет ребенка с инвалидностью по зрению», «Составить психологический портрет ребенка с РАС» и т.д.

Обсуждение:

1. Обсудить значимые качества личности, характеризующие волонтера плюсы (сильные стороны, ресурсы) и минусы (зона риска).

2. Обсудить особенности личности благополучателя, которые необходимо учитывать: могут помогать или мешать волонтеру устанавливать контакт, определиться с дополнительными внешними для волонтера ресурсами, поддерживающими в процессе взаимодействия (например, родитель, если нужно установить контакт с ребенком).

Вывод. Что нужно благополучателю? Какие качества волонтера помогают преодолеть трудности в общении с благополучателем?  Какие дополнительные ресурсы надо привлечь и каким образом?

P.S. Целесообразно для закрепления материала после знакомства с разными нозологиями и особенностями благополучателей или в процессе распределения ролей (определение группы тьюторов) при подготовке мероприятий.

Цель: расширение представлений о качествах важных для волонтеров.

Ход упражнения:

Задание выполняется в парах. Каждая пара определяет и ранжирует по значимости перечень важных качеств волонтера, работающего с людьми.

Обсуждение. В ходе обсуждения отмечаются сходства и различия идеалов, влияние личностных предпочтений и обоснование своих мнений. 

Вывод. Личные особенности определяют приоритет качеств, но при этом качества повторяются.

Цель: анализ своих ценностных ориентиров, информирование об этом других членов группы.

Ход упражнения:

Каждый участник называет одного положительного, с его точки зрения, героя. И предполагает, смог бы он быть волонтером. Если да, то что успешнее всего он мог бы делать.

Я хочу помочь
Им нужна помощь