Отработка и закрепление полученных навыков и компетенций.
Виды мероприятий:
1. Сопровождение групп: (прогулки, экскурсии, посещение театров)
Волонтеры выступают как организаторы, медиаторы, тьюторы.
План подготовки к сопровождению
Определение группы благополучателей и экскурсионной площадки:
1. Предварительное приглашение благополучателей. Анализ группы, приглашенной на экскурсию:
- Количество участников
- Возраст
- Особенности восприятия и переработки информации.
- Возможности самостоятельного перемещения
- Необходимость предварительной подготовительной работы с группой
2. Предварительное посещение выставки волонтерами
- Анализ площадки:
- Место сбора группы перед и после экскурсии.
- Доступность площадей и содержания экспозиции
- Тайминг экскурсии при наличии экскурсовода
- Разработка маршрута(ов) индивидуального сопровождения, согласование маршрутов разных пар, возможность сбора мини-групп, для взаимопомощи и взаимозаменяемости волонтеров во время проведения экскурсии.
- Если экскурсию ведут сами волонтеры- определение содержания экскурсии, формы преподнесения материала.
- Знакомство с Планом помещения- расположение и доступность туалета, кафе\кулера, зон отдыха и тд.
3. Согласование планов с площадкой проведения экскурсии
Определение общего тайминга и планирование мероприятия от встречи с благополучателями до расставания. Определение необходимости предваряющей работы с благополучателем перед экскурсией- время и место (например, предваряющая встреча в zoom, или небольшая вступительная речь непосредственно перед экскурсией). Определение количества волонтеров-тьюторов, их ролей.
4. Подготовка анонса для благополучателей и их родителей- информирование и согласование условий участия. Составление списка группы.
5. Подготовка общих атрибутов, позволяющих узнать волонтеров и благополучателей (косынки или кепки с логотипом и тд.), бейджей с именами для свободного общения.
6. Проведение мероприятия. Сбор обратной связи по его итогам
7. Анализ проведенного мероприятия и возникших трудностей.
2. Творческие активности: (Интерактивные праздники, привязанные к календарным, Концерты, Квесты, Конкурсы, Спортивные мероприятия)
Волонтеры полностью готовят и проводят данные мероприятия.
Примеры возможных мероприятий: (он-лайн, офф-лайн)
Он-лайн:
Новый год: (сценарий проведения мероприятия)
«Новый год объединяет города»
Цель: налаживание дружеских связей между детьми разных регионов
Участники:
- Волонтеры в возрасте 16+
- Дети с ОВЗ разного возраста -благополучатели учреждений соц. защиты разных регионов
Время проведения 2-3 часа. Участники подключаются в онлайн режиме.
Подготовка:
Группа 5-6 человек ( орг. команда) отвечает за общую организацию мероприятия. Их функции: разработка общей канвы мероприятия, подготовка анонса и афиши, сбор благополучателей из 3-4 регионов, определение их особенностей, согласование условий проведения мероприятий, обеспечение устойчивой интернет связи во время мероприятия, техническое сопровождение мероприятий, общее ведение мероприятия, анализ активности участников на разных мероприятиях, обеспечение участников памятными призами и подарками. 3-4 мини-группы волонтеров ( 4-5 человек) разрабатывают и проводят часть мероприятия. Их функции: разработать мероприятие, учитывая возраст и особенности благополучателя-участника мероприятия, форму, материалы( если мастер-класс, то каким образом будет организована доставка материалов для его проведения благополучателям), техническое обеспечение проведения мероприятия, наглядное оформление; собственно проведение мероприятия, анализ проведенного мероприятия( заинтересованность, активность, результативность и тд.) Т.к. цель- познакомить детей разных регионов, одна из задач ведущих организовать активное общение и обмен контактами-это необходимо предусмотреть в рамках каждого задания
Вариант проведения мероприятия :
- Анонс мероприятий для понимания благополучателями формата участия.
- Уведомление- напоминание о мероприятии накануне.
Ход мероприятия:
1. Обращение деда Мороза( орг. команда).
-Из Великого Устюга стартует праздник в разные регионы.
Призыв: помочь празднику быстрее добраться в регион, выполняя разные задания и участвуя в разных активностях.
2. Мероприятия ( примеры для реализации мини-группами)
—Мастер-класс (МК) по подготовке украшений для дома или МК по изготовлению открытки к НГ.
Для этого мероприятия понадобятся разные материалы, поэтому необходимо связаться с регионами и обеспечить всех участников заготовками и материалами.
Необходимо продумать, как будет производиться съемка и показ мероприятия, чтобы хорошо было видно, что и как делают волонтеры. В конце важно при подведении итогов, чтобы участники на камеру показали и обсудили, что получилось.
—Самый большой хор!
МК по разучиванию и пению новогодних песен, который можно сопровождать шумовым оркестром из подручных инструментов. Итоговое исполнение записывается. Проводится общий показ и обсуждение получившегося исполнения. Общее исполнение выкладывается в общую группу, чтобы каждый мог послушать и скачать, что в итоге получилось.
- Конкурс на лучшее индивидуальное исполнение новогодней песни.
Важно предусмотреть, что любой конкурс предполагает победителя и приз ему ( например, электронные грамоты, которые участники смогут распечатать сами).
- Поздравления бывают разные –стихи \проза.
Поздравьте всех участников с НГ в любом доступном Вам варианте. Можно организовать совместное написание стихов или написание смс с использованием смайлов и тд.
- Угадайка.
Проведение конкурса загадок, посвященных НГ или совместное решение кроссворда, важно организовать таким образом чтобы могли поучаствовать все, а не только самые активные дети.
- Сходим в гости?
Волонтеры рассказывают о регионах участниках и параллельно проводят Конкурс: интересная информация о своем регионе, интересный вопрос про регион. Надо понимать, кто будет отвечать на вопросы, если жители региона этого не смогут…
Подведение итогов
Оценка активного участия благополучателей. Сбор обратной связи. Поздравление всех с НГ.
Новогоднее представление, которое показывают волонтеры (интерактивное, чтобы зрители могли активно участвовать в мероприятии).
Ссылка на видео с мероприятия https://disk.yandex.ru/i/5Cwqza1DdlANrg
Офф-лайн:
Развивающий квест «ДЕНЬ ИНДЕЙЦА»
Цель: познакомить и организовать совместную деятельность в парах волонтер- благополучатель. Познакомить с жизнью и бытом индейцев.
Участники:
- Волонтеры в возрасте 16+
- Дети с ОВЗ разного возраста
Помещение для проведения должно соответствовать стандартам доступной среды. По периметру расставляются станции-столы с активностями на расстоянии 2-3 м. Предварительная работа: информирование потенциальных благополучателей о мероприятии, поиск площадки реализации, ее оформление в стиле индейской деревни, подготовка атрибутов ( костюмов для ведущих мастер-классов, повязок с пером на головы тьюторов). Подготовка материалов и заготовок для мастер –классов, обучение волонтеров ведущих мастер-классы и сопровождающих благополучателей. Для каждой активности 2-3 человека. Для сопровождения каждого благополучателя 1 волонтер. Продумать маршрут до площадки проведения квеста. Например, волонтеры могут встречать благополучателей у остановок общественного транспорта.
Все активности проводят волонтеры. Каждого благополучателя сопровождает тьютор из числа волонтеров. Каждой паре (волонтер-благополучатель) при входе дается маршрутный лист, где обозначены все станции. При прохождении активности в листе ставятся пометки. По итогам те, кто прошел все станции, получают призы. Прохождение идет в индивидуальном темпе. Среднее время прохождения всех станций 1,5-2 часа.
№ | Активность(варианты) | Содержание | Информационный фрагмент | Рабочее место | Материалы | Комментарии |
1 | «Цвета моего тотема» | Собираем из всего имеющего богатства ожерелья или браслеты. Для старших – бисер, для младших – бусины. | Символическое значение цвета у индейцев | Стол, возможно, дополнительная лампа, ёмкости для бусинок, ножницы | Леска, бусины, крупный бисер | |
2 | Пазл | Собрать картинку из разноцветных фрагментов | Рассказ об индейских племенах | Стол | Заранее приготовленные картинки, разрезанные на геометрические фигуры + образец рисунка (если надо) | 18 картинок, 3 уровня сложности для разных возрастных категорий и разного интеллектуального развития |
3 | Индейские загадки | Отгадать, вытянув вслепую билет с загадкой | Наводящие вопросы ведущего | Стол | Заранее подготовленные листы с вопросами | 30-40 вопросов разной сложности, а также рисованные загадки |
4 | «Ловец снов» | Самостоятельно сделать свой ловец снов | Легенда о даре Маниту | Стол, ножницы | Тонкий шнур или суровая нитка, заранее приготовленные ивовые круги, обмотанные пряжей | Требуется предварительная проработка с волонтёрами |
5 | Праздник урожая | Распознаём на ощупь злаки, насыпанные в мешочки | Культуры, которые выращивались. Дары леса. | Стол | Мешочки, распечатанные листы с изображением злаков и образцом крупы. | |
6 | Мандала | Обмотка деревянного каркаса разноцветной пряжей | Ритуальные узоры в жизни индейского племени | Стол | Пряжа, корзина, деревянные шпажки | Требуется предварительная проработка с волонтёрами |
7 | Кроссворд «Великая равнина» | Заполнять кроссворд интереснее в группе | Небольшой рассказ-диалог о реалиях жизни индейцев | Стол | Заранее подготовленный кроссворд и вопросы+ вариант с ответами – для проверки себя. | |
8 | «Индейская деревня» | Раскрашиваем фигуру, вырезаем, наклеиваем на ватман – создаём целое племя индейцев. Можно также раскрасить коней, собак. Вигвамы, лодки… | Рассказ, если потребуется, касается бытового уклада индейцев | Стол | Карандаши, точилки, ножницы, лист ватмана, клей, маркеры. Заранее подготовленные и распечатанные рисунки (разные!) | |
9 | Меткий стрелок | Прицельно забрасываем в отверстия коробок шишки | О пользе меткости и навыка бросания в цель | Столб из коробок, имитирующий тотемный. Раскрасить, обклеить. | ||
10 | Успешная рыбалка | О рыболовстве у индейцев | Большая коробка, на дне которой рыбки. | Рыбки со скрепками,удочки (палка, шнур)с магнитами | ||
11 | Летопись племени | Рисуем тотемное животное на берёзовой доске маркером | 2 берёзовые доски,подготовленные под рисование, чёрный икрасный НЕ ТОЛСТЫЙ маркер | Требуется предварительная проработка с волонтёрами |
Для проведение разминок сразу со всеми участниками
*Для третьей активности из таблицы примеры загадок:
Курение вредит здоровью,
Но дабы не бывать войне,
Индейские вожди готовы
Курить её даже во сне. (трубка мира)
Каждый индеец, себя уважающий,
Носит с собою топор потрясающий, —
Надёжный и в руку удобно ложится, —
Такой на военной тропе пригодится. (томагавк)
Индейский вид письма
Загадочен весьма, —
Не лист и много строк,
А шнур и узелок. (узелковое письмо)
Американский континент
Народы эти населяли,
Пока однажды белый свет
О них случайно не узнал.
Их быт, религия и нравы, —
Открылось всё благодаря
Колумбу. Был он смелый малый,
Далёко плавал, да не зря.
И пусть ошибочка закралась
В том имени, что он им дал,
Наверное, вы догадались,
Как те народы он назвал. (индейцы)
Индейцам Великих Канадских равнин
Известен жилища был тип лишь один,
Вот то, что известно об этом нам с вами, —
В палатках конических, крытых ветвями
И шкурами жили, печалей не зная,
Забавно домишки свои называя. (типи)
Орлиное Перо и Зоркий Глаз, —
Сейчас детишек так не называют, —
Зато их папы-мамы точно знают, —
Так раньше называли и не раз.
В Америках обеих много лет,
Существовали древние народы,
Те имена у них бывали в моде.
Что за народы, — кто мне даст ответ? (индейцы)
Маис, подсолнечник, какао,
Хлопчатник и томаты, —
Всё это перенять был рад
Весь мир у них когда-то.
Картофель, перец, кабачки… —
Не знаю, как бы жили
Мы без всего, когда бы их
Случайно не открыли. (индейцы)
В обычных делах и заботах
Индейцев община жила,
Да только вот вдруг от чего-то
Беда на их землю пришла, —
Враги окружили деревню.
И как, подскажите, тут быть, —
Индейцев оружие древнее
Не сможет, увы, защитить.
Но хитрость простая спасла их,
И, ветра поймав направленье,
В широких тарелках сжигали
Какое-то люди растенье.
В дыму том враги задыхались,
Чихали. Глаза их слезились…
Скажите, — а вы догадались, —
Так что же индейцам сгодилось? (перец)
Удивительно, — эти индейцы
Всех собратьев своих превзошли
И в одном из весенних месяцев
Себе имя случайно нашли. (майя)
Индейцы Центральной Америки
Оставили миру секрет, —
Таких пирамид в целом свете,
Как в их поселениях, нет.
Талантливы были те зодчие,
Хоть жили столетия назад.
Учёным хотелось бы очень
Им много вопросов задать.
Но некого спрашивать ныне.
Лишь камень живых пирамид
Народа великого имя
И древнюю память хранит. (майя, ацтеки)
Я — индейский талисман
Самый настоящий.
Не пробраться сквозь меня
Злобным духам к спящему.
А вот добрый сон пройдёт,
Ласковый и светлый.
Талисман кто назовёт?
Кто знаком с ответом? (Ловец снов)
Индейский словарик. Подготавливаются две стопки карточек, к каждому индейскому слову нужно найти пару — его значение:
«Томагавк — Топор»,
«Скво — Женщина»,
«Типи (вигвам) — Жилище»,
«Миссисипи — река Северной Америки («отец вод»)»,
«Мокасины — Кожаная обувь»,
«Лассо — Веревка с петлей»,
«Каноэ, пирога — Лодка»,
«Тотем — Существо, которому поклоняется племя»,
«Вампум — Бусы и пояса»,
«Скальп — Боевой трофей»,
«Калумет — Трубка мира»,
«Пау-вау — Танцевальное соревнование индейцев»,
«Пемикан — Консервы из оленины (сушеное мясо)»,
«Маниту — Таинственная сила, влияющая на жизнь человека».
Ссылка на видео с мероприятия https://disk.yandex.ru/i/BypLPx6THxZA_g