В этом разделе будут собраны информационные и методические материалы для специалистов — педагогов, психологов, социальных работников из образовательных и социальных учреждений и некоммерческих организаций.
Предлагаем ознакомиться со статьёй, вошедшей в состав методического пособия «Волонтёрство с детства —
первый шаг к развитию инклюзивного общества», выпущенного летом 2020 года.
Логические цепочки эффективности
программы подготовки юного волонтёра
По итогам первого этапа проекта (лето 2019 – лето 2020 года)
Елена Лесина
административный директор Благотворительного фонда «Гольфстрим»
Юлия Васильева
психолог Благотворительного фонда «Гольфстрим»
Любая программа, в особенности если она подразумевает продолжительную и системную реализацию, подчиняется внутренней логике, которая является основным вектором, и её соблюдение становится одним из гарантов достижения заявленных изначально результатов.
Программа подразумевает наличие логических цепочек нескольких уровней. Логически выверенная структура всего процесса работы основана на поэтапном формировании знаний, умений и навыков, сопровождаемых опытом практической деятельности участников
проекта, способствующих развитию осознанности и ответственности. Наличие всех этих факторов позволяет выявить и спрогнозировать перспективу каждого участника, а также получить явный социальный результат в виде осознанного, сформировавшего устойчивую компетентность волонтёра.
Программа включает в себя занятия, относящиеся к психологическому и социально-развивающему блокам.
1. Психологический блок
Цели:
- Создаёт возможности для детей-волонтёров приобрести новые знания и навыки, полноценно развивать творческий потенциал и уверенность в себе.
Задачи:
- привитие положительного отношения к волонтёрской деятельности;
- воспитание чувства коллективизма, готовности безвозмездно и бескорыстно помогать людям;
- развитие способности к личностному самоопределению;
развитие коммуникативных и организационных навыков; - расширение знаний о себе и других.
2. Социально-развивающий блок
Цели:
- Создаёт возможности для приобретения знаний о волонтёрстве и получения социальных навыков и компетенций, подготавливает к выездным волонтёрским мероприятиям.
Задачи:
- поддержка социальной активности;
- предоставление детям-волонтёрам инструмента для взаимодействия с детьми с особенностями, обучение основным способам эффективного взаимодействия со сверстниками с разными возможностями здоровья;
- обучение навыкам игровой деятельности;
- обучение навыкам организации мероприятий, развитие творческих и организаторских способностей и воображения;
- обучение способам организации успешной работы в команде.
Кроме того, обязательными элементами программы являются выездные волонтёрские мероприятия, в процессе которых дети могут актуализировать и закрепить полученные ранее компетенции.
Итогом всего является рефлексия по факту приобретенного опыта в процессе деятельности, понимание и принятие степени нужности и важности этого лично для каждого участника.
Таким образом, мы поэтапно формируем важные не только для волонтёра, но и для каждого члена толерантного общества качества. Работа идет циклично с отработкой и получением промежуточных результатов по компетенциям и реакциям детей для последующей коррекции предоставляемой информации и понимания возможности усложнения выполняемых функций в процессе добровольческой деятельности.
Следуя логике получения устойчивых компетенций и важности сохранения и закрепления преподносимого материала, при этом понимая принципиальность постепенного безопасного поступательного перехода от получения знаний к самостоятельной осознанной волонтерской деятельности, выработан алгоритм постепенной самостоятельной включенности детей в процесс:
- опыт отработки компетенций в практической деятельности в безопасной обстановке — «среди своих» в группе;
- во время реализации программы на практике, в ходе волонтёрской работы (под непосредственным контролем на всех этапах от замысла до анализа проведенного мероприятия социальным педагогом и психологом);
- во время реализации программы на практике, в ходе волонтёрской работы (с минимальной поддержкой и проведением итогового анализа мероприятия социальным педагогом и психологом);
- самостоятельная деятельность за рамками программы в социуме с методической поддержкой специалистов, с возможностью получения консультаций от специалистов.
Постепенно происходит смещение локуса контроля с внешнего на внутренний, интериоризация ценностей и поведенческих норм, закрепление полученных компетенций как теоретического, так и практического плана.
Та же логика, схожая с алгоритмом построения содержания программы, присутствует внутри каждого занятия (разминка — введение в занятие, новая информация совмещённая с практической работой, рефлексия), за исключением тех встреч, когда команда волонтёров проводит конкретные практические мероприятия — волонтёрские выезды, когда она зависит от отведённой роли на конкретном мероприятии. Эта логика известна всем педагогам и психологам и давно подтвердила свою эффективность.
Базовыми являются упражнения и информация, направленные на развитие осознанности, внимания к собственным эмоциям и эмоциям других людей, понимание индивидуальных различий и психологических особенностей, влияющих на деятельность и коммуникацию. Важными являются такие качества подростков-волонтёров, как ответственность, открытость, умение сориентироваться в нестандартной ситуации, терпение и принятие, умение работать в команде. На развитие именно этих навыков и направлены как регулярные занятия, так и (в более прикладном и конкретном виде) встречи, посвящённые подготовке к тому или иному выходу для практической работы. Практические мероприятия включают в себя разные виды волонтёрской помощи (в первую очередь детям и подросткам с ОВЗ, поскольку это коррелирует с основным направлением работы фонда). Это может быть: сопровождение сверстников с ОВЗ на больших общественных мероприятиях, праздниках, выставках; совместное посещение музея или театра; проведение на базе социальных учреждений квестов, концертов или литературно-фольклорных вечеров и т. п..
Программа имеет логическую структуру, реализуемую в течение года, но в тоже время учитывает большое количество «плавающих факторов» — запрос родителей и педагогов, интерес и степень зрелости детей, запрос и заинтересованность социальных учреждений и иных площадок для практического применения полученных навыков. В связи с этим программа строится по типу «конструктора», где каждый этап отвечает актуальному запросу группы и при этом не противоречит изначально поставленной цели работы. Такой же принцип определяет деятельность в рамках одного занятия. Компоненты одного занятия выбираются из специально подобранного «банка методик» по принципу соответствия актуальной задаче, но с учётом состояния детей и имеющихся условий.
Для выявления эффективности деятельности специалистов по программе и понимания начальных маркеров и итоговых результатов, всей деятельности предшествует циклы вводных и завершающих занятий.
Хотелось бы кратко остановиться на организационной и содержательной стороне деятельности в рамках программы.
Вводные занятия
В первой части предлагаемой программы акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы, а также знакомит с планируемой работой по разным направлениям. Она может включать в себя беседу — рассказ о том, чем предстоит заниматься и какие задачи будут при этом решаться. На этом же этапе работы вводятся правила пребывания в тренинговой группе, осуществляется мотивация на участие и формирование интереса к занятиям и волонтерской деятельности.
Оптимальная численность первичной группы 15–20, максимум 25 человек, так как по итогам первой части предполагается конверсия и отток детей в связи с личными особенностями и интересами, установками семьи, занятостью и т. д.. Итого проводится в среднем 3 вводных занятия разных направлений по 45 минут каждое.
Оптимальная численность группы в итоге 10–15 человек, что определяется особенностями проведения тренингов и практических занятий.
Основная обучающая программа рассчитана ориентировочно на 30 занятий, по 45 минут один раз в неделю. Они дополняются занятиями арт-терапевтического плана, организованными в форме мастер-классов, которые сочетают в себе характеристики всех трёх блоков (психологического, социального и развивающего).
За период реализации проекта должно быть осуществлено не менее 5 волонтёрских выходов разного содержания и функционала для волонтёра продолжительностью не менее 4 академических часов (сопровождение, организация и/или проведение мероприятий). Подготовка к конкретным выходам и проведению волонтёрских мероприятий обычно требует специальной (ориентированной на конкретное мероприятие) программы подготовки, занимающей, как правило, 2–3 встречи, в случае подготовки концертной или праздничной программы — несколько больше. В процессе подготовки отрабатываются как компетенции, полученные по основной программе, так и дополнительные актуальные на планируемом мероприятии.
Основные занятия
Основная часть направлена на развитие уверенности в себе, повышение самооценки (в сочетании с формированием осознания того, что оценка, как других людей, так и себя самого, базируется на внутренних, а не внешних признаках). Большое внимание уделяется поиску и обсуждению форм достижения взаимопонимания, решению проблем построения взаимоотношений, нахождению путей сотрудничества, соблюдению норм в отношениях между людьми, осмыслению в группе проблем взаимной оценки и, в целом, восприятия людьми друг друга. Важно также понимание каждым участником того, как он и его поведение могут восприниматься другими людьми. По итогу выполнения упражнений и рефлексии группа самостоятельно формирует выводы относительно важности и одновременно сложности уважения свободы друг друга, соблюдения личных границ как своих, так и другого человека. Таким образом проводится несколько логических циклов как отмечалось ранее на рис. 2 и постепенно углубляются и пополняются необходимые волонтёру компетенции.
По окончании реализации основной части необходимо провести повторную диагностику. Она проводится до перехода к завершающей части программы, так как её результаты являются базой для подведения итогов и совместного обсуждения того, что дало ребятам участие в программе, помогает в формировании планов по реализации в жизни полученных знаний и навыков («политика реальных дел»). Этот этап диагностики аналогичен по набору методик этапу предваряющей диагностики, что позволит оценить картину прогресса ребят и при необходимости дать рекомендации для них и их родителей в плане саморазвития. Данная информация также позволяет специалистам отметить для себя направления развития программы, спланировать волонтёрскую деятельность участников программы в дальнейшем.
Завершающие занятия
Завершающая часть посвящена подведению итогов. Важно обратить внимание на то, как полученные в тренинге навыки могут быть использованы в реальной жизни. Также — разобрать и оценить, как игровые моменты, так и практические дела, в ходе выполнения которых полученные знания и навыки были использованы детьми. Большое значение имеет создание в группе дружелюбного, эмоционально тёплого настроения.
Итого: для подробного разбора и возможности совместного планирования развития осознанного волонтёрства как под патронажем фонда, так и самостоятельно, необходимо примерно 3 заключительных занятия по 45 минут.
Приведённые выше логические цепочки помогут специалисту составить собственную программу, так как не ограничивают диапазон используемого материала, а призывают его творчески осмысливать исходя из основных целей и задач программы, намечая вектор движения для её реализации.