Предпосылки, история, цифры и факты первого этапа
проекта Школа волонтёра «Вместе весело»
По итогам первого этапа проекта (лето 2019 – лето 2020 года)
Кирилл Синдеев
менеджер проектов Благотворительного фонда «Гольфстрим»
Понятие инклюзии на практике включает два аспекта. С одной стороны, это абилитация, реабилитация, социализация и иная поддержка людей с ОВЗ, с другой — это подготовка общества, широких слоёв населения (не специалистов по реабилитации) к принятию людей с ОВЗ, общению с ними, обучение правильному обращению с особенными людьми. Соответственно, в сфере инклюзии существует два типа проектов: те, где целевой группой являются люди с ОВЗ — их большинство, и те, которые направлены на преобразование общества, к числу которых относится и наш проект.
Это совместный проект двух самостоятельных организаций, объединённых целью содействия развитию инклюзивной культуры общества: Благотворительного фонда «Гольфстрим», который работает для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни и АНО «Вместе весело шагать» — инклюзивного центра поддержки детей с особенностями развития и их семей, целью которого является обеспечение семей, воспитывающих детей с ОВЗ системной, доступной, специализированной помощью. Актуальность таких проектов заключается в том, что недостаток инклюзивной культуры в обществе негативно влияет не только на людей с ОВЗ. Люди, не имеющие особенностей развития, также подвержены психологическому травматизму, если, встречаясь с людьми с ОВЗ, они не знают и не понимают, как правильно общаться и взаимодействовать с этой категорией населения. И чем раньше мы начнём готовить наших детей к общению с теми, кто в чём-то от них отличается, тем успешнее будет преодолеваться пропасть непонимания между миром нормотипичных людей и миром людей с ОВЗ. Из этого мы исходили, планируя и начиная совместную работу, которая выросла в проект Школа волонтёра «Вместе весело».
Всё начиналось достаточно типично — с личных контактов фонда с гимназиями, в двух из них отмечались предпосылки для развития социальной работы. Одна из гимназий — православная, и, следовательно, люди там не чужды понятия деятельного милосердия. Во второй работает завуч с активной жизненной позицией и нацеленностью на социальное служение и вовлечение в него подрастающего поколения. Поэтому вполне логичной была попытка внедрить в этих гимназиях деятельность, которая будет воспитывать в детях качества, соответствующие ценностям инклюзивной культуры. И в первой половине 2019 года наши коллеги — психологи и социальные педагоги АНО «Вместе весело шагать» — провели с детьми из гимназий несколько занятий и мероприятий, приобщающих их к инклюзивной культуре. Это были и теоретические занятия, и посещения социальных учреждений, где дети могли попробовать себя в роли волонтёров.
По итогам проведенных мероприятий стало понятно, что предложенная тематика осознанного и компетентного волонтёрства поддерживается администрациями образовательных учреждений и интересна детям, в связи с чем было принято решение трансформировать эту деятельность в системный долгосрочный проект. Новый проект был поддержан Фондом президентских грантов, и летом 2019 года началась его реализация в системном и систематическом ключе.
Программа проекта состоит из разработанных занятий, включающих логически выстроенные взаимодополняющие компоненты, направленные на психологическое развитие детей, развитие их творческих способностей, а также формирование навыков командной работы, организации коллективных творческих и познавательных мероприятий. При этом акцент был сделан не на волонтёрстве как функции, а на изменениях в мировоззрении и психологии детей, а волонтёрская деятельность являлась практическим проявлением этих внутренних изменений. В проекте предусмотрены три направления работы. Во-первых, это теоретические занятия с юными волонтёрами, которые проводятся на базе образовательных учреждений. Во-вторых, это практические инклюзивные мероприятия, в которых, помимо подготовленных волонтёров, участвуют их сверстники с ОВЗ, благополучатели фонда и АНО. И в-третьих, это выездные мероприятия, где волонтёры практикуются в общении со сверстниками с ОВЗ в условиях реального социума.
Начав работу по ведению проекта с двух гимназий, мы постепенно в течение 2019–2020 учебного года стали её расширять и включили в проект большой государственный образовательный комплекс, а также — в порядке эксперимента — социальный центр помощи семье. Такое разнообразие рабочих площадок дало весьма разносторонний и поучительный опыт, так как каждое из учреждений имеют свою специфику, проявлявшуюся практически во всём: от уровня и характера развития детей до подходов к организации занятий и вовлечённости коллектива учреждения (как детского, так и взрослого). Этот опыт помог нам скорректировать наши подходы к выполнению проекта, показал как сильные стороны, так и моменты, потребовавшие коррекции. Занятия в образовательных учреждениях с каждой группой детей проводились еженедельно, в социальном центре за счет его специфики занятия были реже. Всего на базах учреждений были проведены 177 теоретических занятий, в которых приняли участие 114 школьников разных возрастов.
Чтобы дать волонтёрам возможность применить знания и навыки на практике, были установлены партнёрские отношения с несколькими социальными учреждениями Москвы и Московской области — центрами социального обслуживания и центрами реабилитации. На их базе мы провели несколько мероприятий. Для детей и подростков с ОВЗ, посещающих эти учреждения, эти мероприятия имели развивающий, познавательный и развлекательный характер. А для юных волонтёров это были практические занятия, где они, получив теоретическую подготовку, могли попробовать себя в реальном деле, актуализировать и применить полученные знания и навыки. Были разработаны несколько сценариев для каждого из таких мероприятий, чтобы иметь возможность проводить их на разных площадках и с разными аудиториями. Ещё более масштабным вызовом для волонтёров были выездные мероприятия, когда они сопровождали подростков с ОВЗ в городе, в общественных местах (в музее, на новогоднем празднике и т. п.). Всего были проведены 15 практических инклюзивных мероприятий, в них участвовали 63 волонтёра и 72 подростка с ОВЗ.
Дальнейшему расширению практического компонента проекта помешал режим ограничений, введённый из-за пандемии коронавируса. Тем не менее, так как интерес и желание продолжения мероприятий у детей сохранились, проект был переведён в онлайн формат. Программа теоретических занятий с волонтёрами была успешно завершена в формате вебинаров. Также протестирована возможность проведения онлайн практических мероприятий — творческих мастер-классов. Проведенная работа показала ресурсность сочетания онлайн и офлайн форматов, так как расширяет как контингент участников, так и формы проведения разных вариантов мероприятий.
Подводя итоги проекта, можно констатировать, что понимание проблемы и её актуальности, а также применённые подходы к её решению являются эффективными и востребованными. Явно видны положительные изменения в юных волонтёрах. Наблюдается расширение круга интересов, рост уровня осознанности и ответственности. Демонстрируется изменения в иерархии потребностей — потребность помогать другим становится одной из приоритетных, в связи с чем происходит соответствующая перестройка поведения. Все волонтёры успешно справились с вызовами, с которыми они встретились на практических занятиях с участием сверстников с ОВЗ. Волонтёры смогли выстроить общение с ними таким образом, что ребята с особенностями были вовлечены в равное, заинтересованное общение и совместное творчество, в котором успешно не замечались физические или ментальные различия. Ощущение ценности, полезности и активности каждого участника способствует развитию инклюзивной культуры подрастающего поколения и формированию принимающего общества, где есть место каждому.
Отзывы партнеров об участии в проекте
Мельников Дмитрий Алексеевич, ректор НОУ ВО «МСПИ», академик МАН ИПТ, заместитель председателя Экспертного совета при комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ