О проекте

Предпосылки, история, цифры и факты первого этапа
проекта Школа волонтёра «Вместе весело»

По итогам первого этапа проекта (лето 2019 – лето 2020 года)

Кирилл Синдеев
менеджер проектов Благотворительного фонда «Гольфстрим»

Понятие инклюзии на практике включает два аспекта. С одной сторо­ны, это абилитация, реабилитация, социализация и иная поддержка людей с ОВЗ, с другой — это подготовка общества, широких слоёв населения (не специали­стов по реабилитации) к принятию людей с ОВЗ, общению с ними, обучение правильному обращению с особен­ными людьми. Соответственно, в сфере инклюзии существует два типа проектов: те, где целевой группой являются люди с ОВЗ — их большинство, и те, которые направлены на преобразование общества, к числу которых относится и наш проект.

Это совместный проект двух самостоятельных организаций, объединённых целью содействия развитию инклюзивной культуры общества: Благотвори­тельного фонда «Гольфстрим», который работа­ет для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни и АНО «Вместе весело шагать» — инклюзивного цен­тра поддержки детей с особенно­стями развития и их семей, целью которого является обеспечение семей, воспитывающих детей с ОВЗ системной, до­ступной, специали­зированной помощью. Актуальность таких проектов за­ключается в том, что недостаток инклюзивной культуры в обществе негатив­но влияет не только на людей с ОВЗ. Люди, не имеющие особенностей раз­вития, также подвержены психологическому травматизму, если, встречаясь с людьми с ОВЗ, они не знают и не понимают, как пра­вильно общаться и взаи­модействовать с этой категорией населения. И чем раньше мы начнём готовить наших детей к общению с теми, кто в чём-то от них отличается, тем успешнее будет преодолеваться про­пасть непонимания между миром нор­мотипичных людей и миром лю­дей с ОВЗ. Из этого мы исходили, планируя и начиная совместную ра­боту, которая выросла в проект Школа волонтёра «Вместе весело».

Всё начиналось достаточно типично — с личных контактов фонда с гимнази­ями, в двух из них отмечались предпосылки для развития социальной ра­боты. Одна из гимназий — православная, и, следо­вательно, люди там не чужды понятия деятельного милосердия. Во второй работает завуч с актив­ной жизненной позицией и нацеленно­стью на социальное служение и вовле­чение в него подрастающего по­коления. Поэтому вполне логичной была по­пытка внедрить в этих гимназиях деятельность, которая будет воспитывать в детях качества, соответствующие ценностям инклюзивной культуры. И в первой по­ловине 2019 года наши коллеги — психологи и социальные пе­дагоги АНО «Вместе весело шагать» — провели с детьми из гимназий несколько занятий и мероприятий, приобщающих их к инклюзивной культу­ре. Это были и теоретические занятия, и посещения социаль­ных учрежде­ний, где дети могли попробовать себя в роли волонтёров.

По итогам проведенных мероприятий стало понятно, что предложен­ная тематика осознанного и компетентного волонтёрства поддержива­ется адми­нистрациями образовательных учреждений и интересна детям, в связи с чем было принято решение трансформиро­вать эту деятельность в системный долгосрочный проект. Новый проект был поддержан Фондом президентских грантов, и летом 2019 года началась его реализация в системном и система­тическом ключе.

Программа проекта состоит из разработанных занятий, включающих логиче­ски выстроенные взаимодополняющие компоненты, направ­ленные на психо­логическое развитие детей, развитие их творческих способностей, а также формирование навыков командной работы, организации коллективных твор­ческих и познавательных мероприя­тий. При этом акцент был сделан не на волонтёрстве как функции, а на изменениях в мировоззрении и психологии детей, а волонтёрская деятельность являлась практическим проявлением этих внутренних изменений. В проекте предусмотрены три направления ра­боты. Во-первых, это теоретические занятия с юными волонтёрами, которые проводятся на базе образовательных учреждений. Во-вторых, это практиче­ские инклюзивные мероприятия, в которых, помимо подготовленных во­лонтёров, участвуют их сверстники с ОВЗ, благополучатели фонда и АНО. И в-третьих, это выездные мероприя­тия, где волонтёры практикуются в обще­нии со сверстниками с ОВЗ в условиях реального социума.

Начав работу по ведению проекта с двух гимназий, мы постепенно в течение 2019–2020 учебного года стали её расширять и включили в проект большой государственный образовательный комплекс, а так­же — в порядке экс­перимента — социальный центр помощи семье. Такое разнообразие рабочих площадок дало весьма разносторонний и по­учительный опыт, так как каждое из учреждений имеют свою специ­фику, проявлявшуюся практически во всём: от уровня и характера развития детей до подходов к организации заня­тий и вовлечённости коллектива учреждения (как детского, так и взрослого). Этот опыт помог нам скорректировать наши подходы к выполнению проекта, по­казал как сильные стороны, так и моменты, потребовавшие кор­рекции. За­нятия в образовательных учреждениях с каждой группой детей проводились еженедельно, в социальном центре за счет его специфики занятия были реже. Всего на базах учреждений были проведены 177 теоретических занятий, в которых приняли участие 114 школьников разных возрастов.

Чтобы дать волонтёрам возможность применить знания и навыки на практи­ке, были установлены партнёрские отношения с несколькими социальными учреждениями Москвы и Московской области — цен­трами социального об­служивания и центрами реабилитации. На их базе мы провели несколько ме­роприятий. Для детей и подростков с ОВЗ, посещающих эти учреждения, эти мероприятия имели раз­вивающий, познавательный и развлекательный харак­тер. А для юных волонтёров это были практические занятия, где они, полу­чив теорети­ческую подготовку, могли попробовать себя в реальном деле, актуализ­ировать и применить полученные знания и навыки. Были раз­работаны несколько сценариев для каждого из таких мероприятий, чтобы иметь возможность проводить их на разных площадках и с раз­ными аудиториями. Ещё более масштабным вызовом для волонтёров были выездные мероприя­тия, когда они сопровождали подростков с ОВЗ в городе, в общественных местах (в музее, на новогоднем празд­нике и т. п.). Всего были проведены 15 практических инклюзивных мероприятий, в них участвовали 63 волонтёра и 72 подростка с ОВЗ.

Дальнейшему расширению практического компонента проекта помешал режим ограничений, введённый из-за пандемии коронави­руса. Тем не менее, так как интерес и желание продолжения мероприя­тий у детей сохранились, проект был переведён в онлайн формат. Программа теоретических занятий с волонтёрами была успешно завершена в формате вебинаров. Также проте­стирована возможность проведения онлайн практических мероприятий — твор­ческих мастер-классов. Проведенная работа показала ресурсность со­четания онлайн и офлайн форматов, так как расширяет как контингент участ­ников, так и формы проведения разных вариантов мероприятий.

Подводя итоги проекта, можно констатировать, что понимание про­блемы и её актуальности, а также применённые подходы к её реше­нию являются эффективными и востребованными. Явно видны по­ложительные изменения в юных волонтёрах. Наблюдается расшире­ние круга интересов, рост уровня осознанности и ответственности. Демонстрируется изменения в иерархии потребностей — потребность помогать другим становится одной из приори­тетных, в связи с чем происходит соответствующая перестройка поведения. Все волонтёры успешно справились с вызовами, с которыми они встретились на практических занятиях с участием сверстников с ОВЗ. Волонтёры смогли выстроить общение с ними таким образом, что ребята с осо­бенностями были вовлечены в равное, заинтересованное общение и совместное творчество, в котором успешно не замечались физические или ментальные различия. Ощу­щение ценности, полезности и актив­ности каждого участника способствует развитию инклюзивной культуры подрастающего поколения и формирова­нию принимающего общества, где есть место каждому.

Отзывы партнеров об участии в проекте

Мельников Дмитрий Алексеевич, ректор НОУ ВО «МСПИ», академик МАН ИПТ, заместитель председателя Экспертного совета при комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ

Я хочу помочь
Им нужна помощь